О важности недопущения перегибов в процессе следствия над экономическими преступниками неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Злоупотребление такой статьей Уголовного кодекса Российской Федерации как ст. 210, «Создание преступного сообщества (группы) и участие в нем (ней)», приводило к закошмариванию бизнеса силовиками и нечестной конкурентной борьбе.
Несмотря на то, что фигурантов уголовных дел открытых по экономическим преступлениям никак нельзя назвать белыми и пушистыми, обвинений по тяжким статьям Уголовного кодекса эти люди все же не заслуживают. Применение более тяжкой статьи открывают перед следствием широчайшие горизонты. Подследственного удается надежно запереть без возможности изменения меры пресечения. Получить показания от его бывших коллег так же становится очень легко. Причем, показания будут даны те, которые необходимы следствию. Как рассказал Анатолий Фурсов, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры», согласно изначальной формулировке ст. 210 УК РФ, основным признаком преступного сообщества является его упорядоченность, а значит, под это определение подпадает абсолютно любая коммерческая организация, сотрудники которой формально становятся участниками преступной группы, читай соучастниками и обвиняемыми в рамках того же уголовного дела. В обмен на статус свидетеля бывшие коллеги главного обвиняемого дадут следствию те показания против него, которые интересуют силовиков, не обращая внимания на их правдивость.
Помимо этого, прежняя формулировка статьи давала возможность силовикам становиться посредниками в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов. С помощью силовиков конкурентов можно было легко отстранить физически от осуществления своей непосредственной деятельности.
Государственная дума Российской Федерации в третьем и окончательном чтении приняла поправки в ст. 210 УК РФ. Теперь действие статьи не распространяется на коммерческие организации, при условии, что их создание изначально не преследовало осуществление преступных замыслов основателей.
Анатолий Владимирович Фурсов говорит: «Широкое применение жесткой уголовной статьи к представителям бизнеса очередной раз выявило тот прискорбный факт, что в судах и следствии царит обвинительный уклон, а качество судейского корпуса на уровне первой инстанции упало в разы. Совершенно очевидно, что фигуранты громких дел, прошедшие за последние годы по Ст.210 УК РФ, отнюдь не «белые лебеди»: я имею в виду предпринимателей и чиновников Михаила Абызова, Дмитрия Михальченко, Вячеслава Гайзера, Зиявудина Магомедова и многих других. Но всем этим людям должны были быть предъявлены экономические статьи».
Подробности на: